uralkompressor (uralkompressor) wrote,
uralkompressor
uralkompressor

Огонёк

В рюкзаках походников, альпинистов и прочих оутдорщиков наверняка попадется горелка. Горелка - это костыль, позволяющий чувствовать превосходство над природой в нечеловеческих условиях. Горелка - это еда и питьё, возможно, что и тепло. Однако, как гласит народная мудрость - "Надолго ли дураку стеклянный хуй" - горелка из послушного кроткого друга может легко и быстро превратиться либо в истерическую стерву, либо в бесполезного в горах плюшевого медвежонка. Тому, как правило, имеются вполне себе субъективные причины.
94301974.p8hGbEe3

Свой первый примус я выпросил у отца. Маленький, компактный, настоящий, блестящий, красивый, советский!!! Одним словом ОГОНЁК. Первый опыт использования - летом в Саянах, когда ночевали вдвоем с другом на перевале Мойгота. Заправили, разожгли, поставили каструльку...через пару минут из предохранительного клапана свистанула струя огня - долго держали на максимуме тяги. На всякий случай отошли, покурили, подождали, пока не выгорит бензин. Подошли, залили в остывший бак горючки, снова запалили и опять струя огня, только на этот раз я забыл закрутить крышку -клапан на бак...Короче, поебавшись, мы таки сварили себе и пожрать и попить. Надо сказать, что при всех своих закидонах Огонёк мог накормить и в минуссорок в тех же Саянах на холодной ночевке(без дров), когда оставаться без горячего как то вопще не хотелось. О неисправностях. Первым делом обломилась проволочка - технически вроде как жиклер, фактически - поебень. Примус стал работать в единственном максимальном режиме и до полной выработке бака. Других проблем зафиксировано не было. Однако, это не достоинство примуса, а следствие его замены на газовую горелку фирмы Кэмпинг Газ. Помните это время? Я отдал бешеные по тем временам 1000 рупий за эту радость. Изумительная работа летом и абсолютно невнятная зимой. Потом долго мечтал о мультитопливной горелке, облизывался, приценивался (а хренали прицениваца - дорого). Наконец, выцыганил с друзей на днюху. Казалось бы все проблемы решены. Ан, нет! Встал вопрос - чем заправлять! О, это вопрос всех времен и народов. Его актуальность подогревалась грядущим экспедициясом на Оченырд(Полярный Урал) весной 2012 года. С газом вроде все понятно - главное, взаимозаменяемость баллонов. А как же бензин? В Огонёк мы лили все, что попало - он работал, да и особо не жалко его было. Другое дело новьё, купленное за бешенные для обыкновенного примуса с моей точки зрения 6000. Раскопки в сети дали много информации, нужной и не очень. Основное топливо - бензин, так называемая, " Галоша". Причем еще и не всякая. Попадалась информация, что существует "палево". Пришло время зарамсить тему бензинов.
  Начал я с того, что расшифровал с помощью знакомых заводских химиков обозначение на бутылках с "Галошей", купленных в строительном магазине. Как оказалось, "Галоши" давно не существует. Есть "Нефрас". А "Галоша" - давно не изготавливаемый брэнд бензина, который когда то в Советском Союзе выпускался исключительно в Чечне. Отличался чистотой состава. По октановому числу  - около бензина А80.
Обозначение на бутылке в общем случае будет такое
Нефрас С2 80/120
С - смешанный(присутствуют различные фракции бензина)
2 - содержание ароматических углеводородов. Именно эта дрянь и образует нагар в горелках. Чем выше цифра, тем вонючее и "грязнее"(для горелок) бензин. На уайт - спиритах тоже пишется слово нефрас, при этом стоит С4, вонь от уайт-спирита, как известно, ужасная.
80/120 - температура начала и окончания кипения фракций. Чем шире диапазон, тем шире фракционный состав. Плохо это или карошо - хз, но априори, думаю, что чем уже - тем лучше, да и высокая температура окончания кипения не есть замечательно. Кстати, именно с этой характеристикой мы столкнулись не так давно. Как известно, доставить бензин на самолете в район похода невозможно(может кто пробовал?). Искали на месте. Ребята нашли у авиаторов нефрас С2 50/170 - т.е. с расширенным фракционным составом. Хорошо это или плохо - хз, а нам его надо использовать в тундре, где шутки с топливом могут обернуться срывом мероприятия или существенными переменами в планах. Вопщем провели ряд экспериментов - высушили простым испарением, сожгли, наблюдая высоту и цвет пламени, наличие копоти и образование сажи. Благо было для сравнение и определенное колличество нефраса 80/120. Разницы особой не отметили. Короче признали нефрас от авиаторов годным к применению.
Кстати сказать, на Оченырде 2012 года выявилось преимущество бензина по отношению к газу. Оговорка: если речь идет о холодных походах и когда надо накормить ораву человек этак 8-10. Ибо встречал я отзывы, когда человече в одиночку солирующий зимой по Полярному Уралу лучше газа ничего не представляет себе. Так оно, конечно - засунул баллон себе к иайцам, нагрел его, да и готовь на одного - чего уж.
Tags: бэккантри, полезности, снаряжение, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments